Ювелирное искусство России
Ювелирное искусство России
Совершенство отделки и великолепие форм
Последние годы XX и начало XXI веков ознаменовались как для России, так и для остального мира, значительным повышением интереса к ювелирному искусству, изделиям из золота, серебра, платины и др. Но особенностью этого периода для России явилось и то, что страна столкнулась с тяжелыми экономическими и политическими переменами. Ювелирная отрасль и рынок драгоценных металлов переживала особый, можно сказать «переломный» момент - сложности в экономическом отношении и одновременно с этим, значительный, в организационном и художественном смысле, скачок. Несмотря на трудности, вызванные жесткой налоговой политикой, изменениями в социальной жизни страны, и «приходом» на российские рынок импортной и контрафактной продукции (не всегда высокого качества, но по очень низкой цене) отрасль превзошла к 2007 году объемы производства советской эпохи. Так, например, 2000-2003 года характеризовались стремительным ростом объемов производства ювелирной продукции, а последующие годы показали тенденцию к равномерному и стабильному наращиванию. По данным Российской инспекции пробирного надзора, за период с начала 2000 года и до 2008, объемы производства украшений из золота выросли более чем в 3,5 раза, а изделий из серебра - в 2,5 раза.
Немаловажно и то, что в период тотальных перемен ювелирное искусство России не растеряло свой главный потенциал - профессиональное мастерство ювелиров и несоизмеримый талант художников и дизайнеров ювелирных украшений. В эти годы создавались многочисленные учебные заведения, кафедры по подготовке и переквалификации специалистов для ювелирного дела не только в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, которые традиционно считались «кузницей» мастеров-ювелиров, но и в других крупных городах страны. Сформировалась даже целая группа педагогов, воспитывающих молодые кадры: ими могли быть и признанные ювелиры, и художники, и специалисты по металлам и художественно обработке драгоценных камней.
Изменения затронули и географическое положение и структуру ювелирного производства. К традиционным «гигантам» отрасли, таким как Москва, Кострома, Санкт-Петербург, присоединились и заявили о себе Казань, Пермь, Новосибирск, Красноярск. Постепенно увеличивалось число компаний, занятых в ювелирном искусстве, как художественных домов и заводов-изготовителей, так и небольших фирм. Малые предприятия были более оперативны в управлении, всегда принимали решения, в зависимости от сложившейся на рынке ситуации, могли быстро поменять ассортимент, следуя основным тенденциям моды. Многие из них сразу завоевали популярность и признание среди покупателей и по сей день считаются одними из ключевых игроков в ювелирном бизнесе.
Многие отечественные брэнды завоевали признание и за рубежом, успешно конкурируя с локальными компаниями, и привнеся частичку русской души в ювелирные изделия из серебра. Результаты работы многих предприятий можно отслеживать на многочисленных выставках, ярмарках, фестивалях, ежегодно проводимых в крупных городах России. Российскому покупателю интересны изделия с драгоценными камнями, бриллиантами, жемчугом, золоту, постепенно проявляется интерес и к серебряным изделиям. Входят в моду различные цветные камни, «не ювелирные» материалы - кожа, ткань, каучук и т.д. Российские мастера свободно владеют многочисленными видами декорирования, включая фактуровку, тонирование, филигрань, чернение и эмалевое покрытие - традиционные приемы художественной обработки металла.
По стилистике, ювелирное искусство России представляет собой богатое разнообразие, навеянное то поисками новых, раскованных решений и способов обработки металлов и камней, то обращением к народной культуре, традициям фольклора, истории. Актуальным становится выражение: «все новое - это хорошо забытое старое», т.к. дизайнеры зачастую прибегают к современным трактовкам старинных произведений искусства. Над разработкой новых коллекций трудятся не только мэтры ювелирного дизайна, но и молодые специалисты, со своими творениями и современными композициями.