Ювелирное искусство Италии
Ювелирное искусство Италии
Вдохновение, фантазия, оригинальность. Этими тремя словами невозможно передать то тонкое чутье, ту изобретательность, воображение, которые присущи итальянским ювелирам. Италия, страна с великим культурным и художественным наследием, на протяжении многих тысячелетий была и остается по сей день хранительницей высоких традиций ювелирного искусства и законодательницей ювелирной моды.
В далеком III веке до нашей эры мастера Древнего Рима уже обладали основными приемами обработки золотого и серебряного металлов. Разработанная в то время, техника чеканки и литья драгоценных металлов, использовалась повсеместно, видимо, от этрусков - народа, населявшего территорию современной провинции Тоскана, также были открыты основные нюансы тончайшей филиграни. В то время драгоценные металлы являлись очень дорогостоящим сырьем, поэтому применение их в Римской Империи было ограничено. Вплоть до 27 года н.э. ношение украшений из золота строго отслеживалось по закону. Поэтому наиболее доступным типом украшений были кольца и перстни, часто мужчины носили перстни-печатки.
С завоеванием Македонии, Греции, территорий Передней Азии и Северной Африки, а позже и подчинением Боспорского царства драгоценные камни и золото хлынули в Рим обильным потоком. Ювелирные изделия из серебра начали появляться во многих семьях, появлялись центры ювелирного производства империи - прежде всего это Рим и Виченца. С появлением новых изделий увеличивался и спрос на предметы роскоши, что привело к развитию техники ремесла ювелиров. Устанавливались специализация мастеров: литейщики, чеканщики, сканщики, модельеры, резчики, эмальеры, шлифовальщики камней. Со временем меняется и стиль украшений, они становятся более пышными, красочными и дорогими. В начале II-IV веков женщины, а также мужчины носят несколько колец одновременно: золотые кольца использовались в качестве подарков, ими обменивались в знак помолвки, порой их даже использовали в качестве печатей. Согласно известному политическому деятелю и писателю конца I - нач. II века н.э. Плинию Младшему, жена императора Калигулы, отправляясь в гости, надевала столько драгоценностей, что буквально сгибалась под тяжестью жемчугов и изумрудов, стоимость которых составляла не менее 40 млн. сестерций.
Ювелиры Древнего Рима, знакомясь с культурными и художественными традициями завоеванных народов, перенимали часть их традиций, осваивали новые технические приемы, такие как чернение и выполнение ажурного прорезного узора. В III-IV вв. н.э. наступает время, когда мастера начинают экспериментировать с цветом: наряду с эмалями и кусочками цветного стекла, ювелиры начинают использовать цветные и драгоценные камни, которые начинают активно поступать с Востока. Такие вставки как оникс, сердолик, гранат, агат соседствуют с аметистами, топазами, аквамаринами, сапфирами и изумрудами. Потихоньку появляется и янтарь, который сразу же завоевывает признание людей и становится одним из ценнейших камней.
Ювелирный камень занял особое место в художественной культуре Рима. Состоятельные граждане приобретают выточенные из него фигуры, вазы, чаши, кубки, а также колье и бусы. Богатые римляне все больше владели целыми коллекциями изделий из резного камня, выполненными истинными мастерами своего дела. Юлий Цезарь был известен своим увлечением ювелирными изделиями, он скупал резные камни и обладал несколькими коллекциями, которые, впоследствии, достались храму Венеры по его завещанию. В эпоху господства романского и готического стилей, т.е. в XI-XII веках ювелирное искусство Италии начинает прогрессировать, приобретает все новые формы, а во Флоренции, Венеции и других городах открываются школы, в которых обучают ювелирному искусству.
Наиболее распространенными украшениями становятся кольца и перстни, которые порой надевали по 4-5 на одну руку, а также кресты и подвески к поясу, разнообразные пряжки, пуговицы из металла и др. Ювелирные изделия становятся в это время не просто показателем богатства - в них ценят тщательность изготовления и фантазию мастера. Композиции на разнообразных подвесках, медальонах и пряжках к рыцарскому поясу или дамскому платью аналогичны творениям готической скульптуры. Узоры становятся более пышными, массивными, в виде вьющихся растительных ветвей, цветов розы или шиповника. Через Венецию в Европу начинают привозить и другие драгоценные украшения - рубины, сапфиры, изумруды, жемчуга, а также алмазы. Этот факт не может пройти мимо буржуазных слоев населения - все ощутимей становится увлечение ювелирными изделиями, пышные церемонии собирают большое количество людей в шелковых нарядах и украшенных сияющими камнями. В эпоху Возрождения, когда большое внимание приковывается к искусству, эмоциям и чувствам человека, ювелирные изделия становятся не только предметом статуса - теперь работы выдающихся мастеров еще и коллекционируются. Так появились кунсткамеры, музеи раритетов и культурных ценностей. Их основой служили коллекции правителей, вельмож, серди которых особенно выделяется семейство Медичи, правившего во Флоренции. Его утонченный вкус требовал изысканных украшений, прекрасной отделки, подчеркивающих его экстравагантные костюмы. Среди них своеобразный символ достоинства - крупная тяжелая цепь с массивной подвеской или медальоном. Обычно для их изготовления использовалась чеканка и литье, обрамление драгоценными камнями, а также портретные изображения в богатой оправе. Свое место также находят и броши к шляпам и беретам с крупными жемчужинами, с мягким перламутровым сиянием.
Эпоха Возрождения в сочетании с традициями античности оказывала влияние и на дворцовые убранства XVI - XVII веков: разнообразная декоративная посуда, скульптуры из драгоценных материалов и многое другое. Петрарка, Микельанджело увлекаются ювелирным искусством, коллекционируют, создают свои образы. Позднее начинает развиваться направление барокко, выраженное в увлечении пышными декоративными формами украшений, обилием красочных эмалей и ограненных камней.
Вторую половину XVIII века назовут «веком бриллиантов» - время, когда превалирует утонченность и изысканность стиля рококо и классицизма. Престиж итальянских ювелиров столь велик, что они становятся желанными гостями и при дворе русских монархов. Екатерина II тоже имела свою коллекцию резных камней, отдавая большее предпочтение итальянским работам. XIX век - век стремительных перемен, активного развития искусства: стили, сменяя друг друга, смешиваются, обогащаются влиянием культур Востока. Появляются уже целые ювелирные фабрики, фирмы, ювелирные дома, ставшие в итоге известнейшими брэндами («Булгари», «Бучеллати» и др.)
И по сей день ювелирная отрасль Италии одна из главных законодателей моды. Продукция известных итальянских домов всегда роскошна, эксклюзивна, с оригинальным дизайном и высочайшим качеством исполнения. Страна с богатыми ювелирными и фольклорными традициями - центр притяжения ценителей искусства со всего мира и по праву считается самым востребованным поставщиком украшений.